Целостное развитие ребенка является сложным и многогранным процессом, в котором играют ключевую роль нейрофизиологические факторы. Они определяют функционирование и формирование мозга ребенка, влияют на его познавательные способности, эмоциональное состояние и поведение. В данной статье мы рассмотрим основные нейрофизиологические факторы, которые являются фундаментом для целостного развития ребенка.
![Нейрофизиологические факторы как фундамент целостного развития ребенка](https://image.isu.pub/131213204443-1465561cca7a20412e445d1155a7838b/jpg/page_1.jpg)
![Нейрофизиологические и биохимические основы памяти](https://urgi.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15526/COGNITIVE_NEUROSCIENCE/CN_2019/Posternaja_sessija/CHMT4_page-0001.jpg)
![Нейрофизиологические механизмы поведения.](https://happyatwork.ru/wp-content/uploads/2018/10/содержание-тренинга-1.jpg)
![Корковые анализаторы лобной доли](https://sun9-76.userapi.com/impg/5Xz3ZPh_33G5DIwcJtMYVTTOur560Aq2Ir00lQ/60V3rUQd0-U.jpg?size=1247x955&quality=95&sign=b744a76d5a528ea0007bbdc8ac880cb7&c_uniq_tag=-EsreMBqnX_Dictrw69-T_CIcXqeNksurZESGs1viqU&type=album)
![Направления теории личности](https://studfile.net/html/2706/271/html_UclKjHjzya.D3k6/img-A0JiyE.jpg)
![Этапы развития мозга ребенка по годам таблица](https://textarchive.ru/images/1214/2426796/m4c934576.png)
![Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна](https://image.isu.pub/160411144558-33e3127be82c0c92fd2fdee3e18d2470/jpg/page_1.jpg)
![Кагермазова л.ц возрастная психология психология развития](https://blotos.ru/wp-content/uploads/9/3/2/932fe34798a7bdb619da46f2831d8de7.jpg)
![Становление личности в педагогике](https://studfile.net/html/2706/956/html_PfdjiVvGI9.Wiyt/img-fxSMuB.jpg)
![Схема влияние факторов среды на развитие плода](https://myslide.ru/documents_7/0f559d2cf0c1501ab7a030271dc62b56/img79.jpg)
![Первичные функции отделов головного мозга](https://i.pinimg.com/originals/d2/00/b6/d200b689c0b4567446deb6e04c5eabfa.png)
![Свойства и закономерности развития личности](https://studfile.net/html/2706/313/html_bf8wMyqzn2.eCGr/img-xZPN1e.png)
![Факторы риска недостаточности психофизического развития](https://ok-t.ru/studopedia/baza8/248061194400.files/image003.png)
![Интеллект карта спинной мозг](https://i.pinimg.com/originals/16/94/b5/1694b59612acd6b96d24b788989422f2.jpg)
![Ребенок как субъект педагогики](https://konspekta.net/studopediaorg/baza1/198622354271.files/image096.png)
![Факторы нарушающие психическое здоровье ребенка таблица](https://fs.znanio.ru/d5af0e/f2/1d/c5bb671b0fa7a71a83e4b34b9549a3b7ee.jpg)
![Психология аномального развития](https://temperaturka.com/wp-content/uploads/c/9/e/c9effc92d1a81874db1956a5c0c3b17d.jpg)
![Локализация высших психических функций схема](https://studfile.net/html/2706/559/html_OUgwR9qJHg.YCNz/htmlconvd-QVvkHf_html_ca5972e9e2d24a7c.jpg)
![Синдром профессионального выгорания факторы риска](https://bstudy.net/htm/img/12/13784/38.png)
![Два полушария мозга](https://creativeassociationapril.ru/wp-content/uploads/2023/01/mozg3.jpeg)
![Схема возрастной периодизации онтогенеза человека](https://cdn.gdz4you.com/files/slides/535/edaf558ae65d6df44d02b30dd7281f59.jpeg)
![Упражнения для межполушарного взаимодействия мозга](https://sun9-6.userapi.com/impg/-vb6RDtSeOIDnPEmwZgEApT9_i_toeB9UUIrcQ/csD8V3lYoFc.jpg?size=1080x1021&quality=95&sign=9d7929a6538f051bbc2d14ffb94bee2c&c_uniq_tag=synKBwj6u-zMhbN0wGRFV80o9-5HJy2qTPAix9GcJQ0&type=album)
![Формирование функциональных систем](https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza13/674377965687.files/image008.png)
![Корковые двигательные центры располагаются в извилине](https://lmed.in/images/spravka/nervnaya/atlas/nervnaya-sistema-173.jpg)
![Этапы развития внимания в дошкольном возрасте](http://xn--80aac2ao3b6a.xn--p1acf/upload/sx/psy/249/jpeg/119.jpeg)
Формирование нейронных связей
Нейронные связи – это коммуникационные пути между нейронами, которые передают информацию по всему мозгу. Важно, чтобы эти связи были правильно сформированы в раннем детстве, так как их качество и количество напрямую влияют на познавательные способности ребенка. Игры, упражнения и стимуляция развития помогают активизировать процесс формирования нейронных связей.
![Биологическая теория п.к. Анохина](https://ok-t.ru/img/baza4/Osnovy-psihohofiziologii.files/image111.png)
![Неокортекс лимбическая система и рептильный мозг](https://i.ytimg.com/vi/0chDRmQ3U2Y/maxresdefault.jpg)
![Принципы воспитания в педагогике таблица](https://37dent.ru/wp-content/uploads/9/a/1/9a102c4e12f34c00328607dbad7c680b.jpeg)
![Кубок на пьедестале](https://sun9-32.userapi.com/impg/qwV12GlaNMiIRgCkDGe-5kvwo-7u_OumICiBMA/SIB0VcpjsI8.jpg?size=1000x1000&quality=95&sign=3e716fccc3796c6b75796f906c657a8e&c_uniq_tag=1Jauw8-GHnq1uf9D76XNJQyfA32B2k3eVyt5cgBurfY&type=album)
![Укрепление здоровья детей в ДОУ](http://copy.edsites.ru/volok-dou5.obrpro.ru/static/files/346130.selcdn.ru/storage1/include/site_341/section_63/thumbs/CIo-pndh_MNz_1200x0_AybP2us9.jpg)
![Структурно-функциональной модели головного мозга по а.р.Лурии](https://static.tildacdn.com/tild3532-3433-4362-b065-303338653564/__2.png)
![Схема нормального речевого развития по Гвоздеву](https://sun9-25.userapi.com/c856216/u4148450/d3/-3/z_1fdf9cc847.jpg)
![Тип организации отдыха детей и их оздоровления](https://class-tour.com/wp-content/uploads/3/8/a/38a13de0e3912fb51e3a1bc942704fd1.jpeg)
![Функции коры больших полушарий головного мозга](https://med-manual.ru/wp-content/uploads/2023/01/Agnoziya.jpg)
![Педагогический процесс как система схема](http://rzol-dmit.ru/wysiwyg/tinymce/uploads/2016-2017/htmlconvd-xviBgb_html_7bf4852d.gif)
![Основные понятия физического воспитания](https://topuch.com/1-sushnoste-ponyatiya-fizicheskaya-kuletura-role-fizicheskoj-k-v3/1226697_html_86ba172eb9aeefee.png)
![Система воспитания схема](http://lit.lib.ru/img/t/trushnikow_d_j/text_0130/text_0130-2.png)
![Стресс реакция схема](https://static.tildacdn.com/tild6462-3261-4439-b439-633930663262/26__.jpg)
![Функциональная асимметрия мозга схема](https://yarik42.ru/800/600/https/prezentacii.info/wp-content/uploads/2018/09/Ubh5m2UH8339aez6/5.jpg)
![Железодефицитная анемия схема](https://health-ua.com/multimedia/userfiles/images/2017/СН_3_2017/СН_3_2017_102_rys_2.jpg)
![Приемы работы с гиперактивными детьми](https://cdn.prezentacii.info/wp-content/uploads/2018/09/C1hcItCI1uJz8K6l/22.jpg)
![Теория функциональных систем Анохина](https://kineziolog.su/sites/default/files/AnokhinsFunctionalSystemVS11.png)
![Теории лидерства схема](https://studfile.net/html/2706/285/html_koDeIWqvtt.bqiw/img-NXUfkV.png)
![Схема функциональной системы по п.к. Анохину](https://skazka-arkhyz.ru/wp-content/uploads/a/4/d/a4d3d21761621962d80fa73e7e1ff071.jpeg)
![Кумин, Либби - формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна](https://image.isu.pub/160411145507-117c6669241f40b7eade92cc384677f6/jpg/page_1.jpg)
![Структура профессионального самосознания учителя](https://ozlib.com/htm/img/14/20166/5.png)
![Сущность процесса обучения в педагогике схема](https://studfile.net/html/2706/313/html_bf8wMyqzn2.eCGr/img-caSqSR.png)
![Нейрофизиология мозга человека](https://octobercinema.ru/wp-content/uploads/d/3/0/d300482dca6506c14a201dc401a324dc.jpeg)
![Доли большого полушария](https://pro-dachnikov.com/uploads/posts/2023-01/1672700311_pro-dachnikov-com-p-svodchataya-izvilina-foto-55.jpg)
![Схема личностно ориентированного обучения](https://textarchive.ru/images/611/1221637/4bc38830.png)
![Психофизиологическая основа эмоций](https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/02/09/k_5e403b324a699/538971_3.png)
Развитие мозговых областей
Мозг состоит из различных областей, каждая из которых отвечает за определенные функции. Например, фронтальная область отвечает за планирование и принятие решений, а темпоральная область – за обработку звуковой информации. Развитие этих областей влияет на разностороннее развитие ребенка. Специальные упражнения и стимуляция развития позволяют активировать мозговые области и способствуют их развитию.
![Факторы воспитания в педагогике схема](https://studfile.net/html/2706/285/html_AILuS_YuL6.byKS/img-C6cmRQ.png)
![Схема инклюзивного образования в ДОУ](http://dsdetstvo.ucoz.ru/_si/0/35163507.jpg)
![Педагогическая диагностика этапы](https://346130.selcdn.ru/storage1/include/site_1765/section_4114/thumbs/JLOP_khyFNu-_1200x0_AybP2us9.jpg)
![Патогенез общего судорожного приступа](https://xn----7sbbmwdimhtcb5aabbrd6w.xn--p1ai/800/600/https/medic.studio/files/uch_group92/uch_pgroup226/uch_uch6590/image/1baranov_a_a_shilyaev_r_r_kaganov_b_s_red_izbrannye_lektsii_p-55.png)
![Кора головного мозга зоны коры головного мозга](https://publish.com.ua/images/2023/02/03/1e432561284d819f16af990c4e64e98a_large.jpg)
![Нейрофизиологические факторы как фундамент целостного развития ребенка](https://www.evkova.org/evkovaupload/job/85520/4.png)
![Участки головного мозга схема](https://elementy.ru/images/news/wiring_the_altruistic_brain_2_1200.jpg)
![Система ранней помощи детям](https://socialkirov.ru/images/схема алгоритм.jpg)
![Нейрофизиология мозга](https://neuro-fitness.ru/wp-content/uploads/2017/06/alfa-ritm.jpg)
![Социальные причины отклонений в развитии](http://feopoliteh.ru/assets/uploads/40e7ac5a9fe2c5f10a67d70d6db05c25.jpg)
![Влияние стресса на мозг](https://i01.fotocdn.net/s125/a56c466feb672588/public_pin_l/2848099648.jpg)
![Основы спортивной тренировки](https://krasunia.ru/wp-content/uploads/0/6/d/06d6f07f74cf9715c09e656c5aa23e18.jpg)
![Нервно-психическое развитие детей первого года жизни таблица](https://buroperevodov.su/800/600/https/galinakirillova.ru/wp-content/uploads/2021/04/nervno-psihicheskoe-razvitie-na-pervom-godu-zhihzni.jpg)
![Нейромедиаторы дофамин серотонин](https://static.tildacdn.com/tild3330-6361-4466-b862-383234306239/25__.jpg)
![Взаимосвязь физкультуры с другими дисциплинами](https://site-91a14f6.1c-umi.ru/images/cms/data/fiz_3.png)
![Ценностное предложение компании EVP](https://jkkrd.ru/wp-content/uploads/a/9/8/a980a42edec90bb083eeaadee33eeeb4.png)
![Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС](https://mnogodetok73.ru/wp-content/uploads/c/c/f/ccf01af10b4bb806fe71d36691c04724.png)
![Внутренняя и внешняя среда предпринимательства схема](https://studfile.net/html/2706/135/html_L5Hy2V4xTv.GdHy/htmlconvd-ql1mN8_html_9d12a56465f76492.png)
![13. Функциональная асимметрия коры головного мозга](http://i1.ytimg.com/vi/jjW3bBmGGSQ/maxresdefault.jpg)
![Стратегия организационных изменений](https://uchebana5.ru/images/578/1154003/m6b7c0886.jpg)
![Воспитательная программа в ДОУ по ФГОС](https://prezentacii.info/wp-content/uploads/2016/07/nwPvgXOWdqmmfXt5/2.jpg)
![Сенсорные ассоциативные и моторные зоны коры](https://images.slideplayer.com/28/9394488/slides/slide_10.jpg)
![Онтогенез речевого развития схема](https://tacon.ru/wp-content/uploads/9/8/f/98ff8c02f76b4ad28c691a3cee1f02ec.jpeg)
![Понятие о реактивности и резистентности организма](https://studfile.net/html/2706/18/html_aho1HZinyB.lSd5/img-F4v8kP.jpg)
![Локализация психических функций в коре головного мозга](https://myslide.ru/documents_7/c2b23766b0e80d817df79de9d0efee93/img10.jpg)
![Компонент внешней среды организации деловая среда непосредственно](https://ok-t.ru/img/baza7/Kurs-lekcii-1383579747.files/image009.png)
Эмоциональная регуляция
Нервная система ребенка играет важную роль в регуляции его эмоций. Неконтролируемые эмоции могут затруднить процессы обучения и адаптации. Нейрофизиологические факторы, включая качество и функционирование нервной системы, влияют на эмоциональную регуляцию ребенка. Правильное формирование эмоциональных реакций и умение контролировать их важны для его целостного развития.
![Когнитивная теория ж Пиаже](https://go-ra.ru/upload/iblock/663/663b0331f2031c85f11a339990301f4f.jpg)
![Организационно-экономические условия труда](https://textarchive.ru/images/1012/2022115/678dcf31.jpg)
![Производственный стресс](https://bstudy.net/htm/img/12/13784/46.png)
![Ментальная схема интеллект карта](https://ic.pics.livejournal.com/chevalry/16623261/65527/65527_original.jpg)
![Нейрофизиологические факторы как фундамент целостного развития ребенка](https://topuch.com/protokol-1-ot-15-09-2010-zav-kafedroj-psihologicheskie-osnovi/23030_html_6e6a4590.jpg)
![Нарушения ВПФ при локальных поражениях мозга схема](https://ic.pics.livejournal.com/nlpt/49172933/65215/65215_original.png)
![Современная концепция здоровья](https://sun9-10.userapi.com/impf/c855436/v855436150/6a4d9/rpeGHAF2CEo.jpg?size=1280x641&quality=96&sign=2c63d0815c838fbbe41c1ab930075059&c_uniq_tag=Q5gyQhVyk_jAslllx3EtFlSNrMA6Xo3JHd040i11DlE&type=album)
![Схема управления конкурентоспособностью предприятия](https://iknigi.net/books_files/online_html/173881/b00000203.jpg)
![Функции желёз внутренней секреции таблица анатомия](https://storage.yandexcloud.net/wr4img/454853_i_039.png)
![Схема процесса формирования познавательного интереса школьников](https://privetstudent.com/uploads/posts/2013-04/1365875511_privetstudent.com-1.png)
![Структура занятия по сказкотерапии](https://fs.znanio.ru/d5af0e/65/34/75105c48b159ab0586a67d1bc323110819.jpg)
![Исторические этапы развития естествознания](https://studfile.net/html/2706/735/html_N0uIiDK0Yc.AgMP/img-y1xbV7.jpg)
![Нейрофизиология эмоций](https://clusterbusters.org/wp-content/uploads/2020/05/Untitled-1-01-min.png)
![Типы личности акцентуации характера](https://studfile.net/html/2706/143/html_5l3Jo5Fo8u.kAKS/img-nQT_p2.png)
![Теория специфического психодинамического конфликта ф. Александера](https://l.120-bal.ru/pars_docs/refs/14/13213/13213_html_m2e111996.jpg)
![Периодизация психологического развития таблица Выготский](https://cspsid-harmony.ru/wp-content/uploads/0/2/d/02d7903403eaacf68fae4915e3998b20.png)
![Схема целостного педагогического процесса](https://100-bal.ru/pars_docs/refs/58/57613/57613_html_7a172049.png)
![Высшие психологические функции по Выготскому](https://studfile.net/html/2706/961/html_fJ2lhdA59B.1ZbB/img-_X82Qg.png)
![Движущие силы психического развития личности схема](https://psy-files.ru/wp-content/uploads/8/1/4/8148af5b7f8b8544c770f09332d00498.jpg)
![Специфические и неспецифические факторы иммунитета](https://myslide.ru/documents_7/45aaa76b2595b2e5c953a742606f1e7e/img42.jpg)
![ЦНС гипоталамус структура](https://go-ra.ru/upload/iblock/88b/e3ialgjcfu5mr2rh2nlptn0slz00u7z5.jpg)
![Схема классификации мышечной ткани](https://ok-t.ru/studopedia/baza13/2079936070732.files/image005.jpg)
![Особенности костно суставной системы у детей](https://myslide.ru/documents_7/2d293e4f6eb7be367bab2d14ff4bec92/img5.jpg)
![Проблемы развития сельских территорий](http://elib.cnshb.ru/books/free/0365/365089/files/assets/common/page-substrates/page0106.jpg)
![Этапы развития воли у ребенка кратко](https://xn--80aac2ao3b6a.xn--p1acf/upload/sx/psy/207/jpeg/32.jpeg)
![Гестагенные контрацептивы](https://p.calameoassets.com/110223214543-1de74a73cad8402a966f9c7e26f25dca/p1.jpg)
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция – это способность мозга обрабатывать и объединять информацию от различных сенсорных систем, таких как зрение, слух, осязание и проприоцепция. Эта способность влияет на развитие моторики, координации движений и восприятия окружающего мира. Стимуляция сенсорной интеграции помогает развитию нейрофизиологических факторов, необходимых для целостного развития ребенка.